Оценка компетенций работников образовательных организаций

ИСТОРИЯ ПРОЕКТА

Видеоматериалы проекта

2020 год

В ноябре 2020 года Рособрнадзор организовал проведение вебинара для обсуждения в экспертном сообществе результатов апробации модели оценки компетенций работников образовательных организаций. В этот раз подводили итоги диагностики компетенций учителей начальных классов и руководителей образовательных организаций. В вебинаре принял участие руководитель Федеральной службы по контролю и надзору в сфере образования и науки Музаев Анзор Ахмедович, модератором выступила Алтыникова Наталья Васильевна — руководитель проекта, директор по развитию ГК «Просвещение», к.п.н., доцент. Доклады подготовили эксперты, разработчики оценочных материалов, представители Общероссийского профсоюза образования, а также учителя, принявшие участие в тестировании.

Музаев Анзор Ахмедович

Руководитель Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки рассказал о том, как изменилось отношение педагогов к федеральной диагностике за последние годы.

Алтыникова Наталья Васильевна

«Мы выявляем трудности, которые возникают у учителя в процессе ежедневной работы, и стараемся выстроить адресную систему помощи», — сообщила руководитель проекта.

Стулова Ольга Константиновна

Учитель начальных классов из Нижегородской области поделилась впечатлениями от прохождения федеральной диагностики. Процедура тестирования не вызвала особых затруднений.

2019 год

В декабре 2019 года в Новосибирском государственном педагогическом университете состоялся экспертный семинар «Результаты апробации модели использования ЕФОМ при оценке предметных и методических компетенций учителей». В мероприятии приняли участие представители органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования; учителя-участники апробации; специалисты в области оценки качества образования; организаторы апробации модели использования ЕФОМ при оценке предметных и методических компетенций учителей; представители научно-педагогической общественности — исследователи, занимающиеся проблематикой общего образования.

Алтыникова Наталья Васильевна

Как рассказала руководитель проекта, профессиональный дефицит — это резерв совершенствования учителяа. Главная задача проекта — состыковать систему оценки компетенций с системой непрерывного педагогического образования. Предлагаемые программы повышения квалификации не обеспечивают реальные запросы педагогического сообщества.

Герасёв Алексей Дмитриевич

Ректор Новосибирского государственного педагогического университета считает ЕФОМ ключевым элементом Национальной системы учительского роста. Эта обратная связь очень важна. Она позволит разработать подходящие программы дополнительного образования для педагогов, а вуз сможет воспитывать учителей будущего.

Климин Станислав Валерьевич

Координатор Ассоциации развития технологий оценки работников образовательных организаций — о построении для каждого педагога индивидуального плана совершенствования профессиональных навыков. Это вполне возможно в будущем — на основе данных, полученных в ходе федеральной диагностики учителей.

Комплекты оценочных материалов (2020)

Отдельные категории

Предметы

Документы

Модель оценки компетенций работников образовательных организаций разработана с учетом результатов экспертного семинара 2019 года, а также на основе Модели, разработанной в рамках государственного контракта от 22.07.2019 No Ф-19-кс-2019.

Модель позволять проводить:

  • оценку предметных и методических компетенций учителей, обеспечивающих предметные результаты освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего и/или среднего общего образования по предметам (учебным предметам) / предметным областям: «География», «Физика», «Химия», «Биология», «Физическая культура», «Основы безопасности жизнедеятельности», «Искусство», «Технология», «Иностранные языки» (Иностранный язык. Второй иностранный язык);
  • оценку предметных и методических компетенций учителей начальных классов;
  • оценку профессиональных компетенций руководителей образовательных организаций (директоров образовательных организаций и их заместителей);
  • диагностику профессиональных дефицитов работников образовательных организаций.

Анализ региональных практик по использованию результатов оценки компетенций работников образовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам общего образования осуществлялся на основе ответов субъектов Российской Федерации на запрос Рособрнадзора от 26.06.2020 №13-315 «Сведения о региональной практике по использованию результатов оценки компетенций работников образовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам общего образования».

Запрос направлен в 50 субъектов Российской Федерации, восемь федеральных округов. Для анализа использовались сведения, представленные субъектами Российской, а также информация, полученная из открытых источников. Все данные обработаны. На основании полученных данных проведен анализ региональных практик по каждому из субъектов Российской Федерации и в целом по России.

Региональные практики по использованию результатов оценки компетенций работников образовательных организаций (pdf)

Профессиональные дефициты

Комплексный анализ результатов выполнения диагностических работ позволяет выявить уровень сформированности компетенций педагогических работников, а также профессиональные дефициты учителей и руководителей образовательных организаций. Данная информация необходима для построения адресной системы повышения квалификации педагогических работников и разработки мер по повышению качества образования как на уровне образовательной организации, так и на уровне системы образования региона.

Вместе с тем, большое количество обращений от регионов, а также проведенный нами анализ региональных практик проведения оценки компетенций педагогических работников и использования полученных результатов для управления качеством образования в субъектах Российской Федерации, показал, что в большинстве регионов данная работа еще не выстроена.

Внедрение апробированной модели в регионах

Мы предлагаем сотрудничество по внедрению апробированной модели оценки компетенций педагогических работников. Технология проведения диагностических исследований позволяет организовывать оценочные процедуры как в режиме онлайн, так и в бланочной форме. Диагностические исследования могут быть организованы как на уровне субъекта Российской Федерации, так и на уровне муниципального образования. Стоимость проведения оценочных мероприятий рассчитывается исходя из количества участников диагностики, выбранной технологии и набора образовательных программ. 

Организация и проведение

диагностических исследований по оценке профессиональных компетенций руководителей образовательных организаций и учителей по различным предметным областям.

Анализ результатов исследований

с описанием выявленных профессиональных дефицитов и рекомендациями по их устранению: результаты предоставляются в разрезе региона, муниципалитета, образовательной организации, персонифицированные результаты каждого участника.

Подготовка рекомендаций

по устранению профессиональных дефицитов для каждого участника оценочных процедур, а также по развитию адресной системы повышения квалификации в регионе.

Формирование пула экспертов

(включая их обучение) для оценивания развернутых ответов участников диагностических исследований.

Подготовка образовательных программ

и реализация курсов повышения квалификации в соответствии с выявленными профессиональными дефицитами.

Задайте нам вопрос